Представлена попытка реконструкции мысли Л.С. Выготского в плане его понимания значения понятия "зона ближайшего развития" (ЗБР) для обучения. Формулируются семь тезисов, являющихся базовыми для построения педагогических процедур при сотрудничестве взрослого с ребенком в ЗБР. Посредством анализа текстов Л.С. Выготского, написанных в период с 1931 по 1933 г., обосновывается, что именно он является автором понятия, а не американские исследователи, как это утверждается в некоторых работах по истории психологии. На основании интерпретации текстов Л.С. Выготского вводится представление о ЗБР как пространстве возможных линий развития ребенка, определяющихся потенциалом проблемной ситуации и характером помощи взрослого. ЗБР представлена как совокупность различных векторов развития; по каждому из них можно выстроить сотрудничество между взрослым и ребенком, в ходе которого происходит передача и совместная выработка способов действия (в широком смысле слова).